А.Ю.Белогуров
(СОГУ, г.Владикавказ)

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Социальная энтропия, порожденная распадом СССР на рубеже 80-90-х гг. XX века и проявившаяся в децентрализации власти и управления, актуализи-ровала фактор региональности во всех сферах общественной жизни. Вслед-ствие нарушения единого социально-культурного пространства значительно изменилась архитектура российской системы образования. Регионализация явилась основой и содержанием реформ в отечественном образовании в 90-х годах ХХ века. В условиях "глобальной регионализации" общественной жизни возникла необходимость в переосмыслении роли, положения и пер-спектив дальнейшего развития российского образования. Вместе с тем, как показывают исследования, задачи организации образования в субъектах Российской Федерации в настоящее время решаются в большинстве случаев с позиций национально-культурной автономии и приоритетности интересов титульных наций. Подобная ситуация усугубляется тем, что введенный в 1992г. Законом РФ "Об образовании", национально-региональный компо-нент содержания общего образования не только по-разному трактуется в раз-личных субъектах федерации, но и в большинстве случаев не обеспечен тем необходимым учебно-методическим минимумом, который крайне необхо-димым для полноценной организации учебно-воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях.
Основное противоречие в развитии этнорегиональных образовательных систем современной России мы видим в несоответствии этнорегиональных и поликультурных факторов построения содержания образования, при котором наблюдается перевес то в сторону расширения национально-регионального компонента, то в сторону его ущемления.
В 2000-2001 уч. году нами проводилось изучение отношения учителей школ Республики Северная Осетия-Алания к различным аспектам реализа-ции национально-регионального компонента содержания общего образова-ния. Исследование показало, что около 71% учителей высказали опасение по поводу того, что национально-региональный компонент может помешать "включению" ученика в российскую и мировую культуру. Вместе с тем, наи-более опасной тенденцией реализации национально-регионального компо-нента значительным большинством респондентов (81%) отмечается воспита-ние любви к "малой родине", а то время как формированию уважения к цен-ностям других народов и культур не уделяется внимания. Подобная оценка национально-регионального компонента прослеживается и в других респуб-ликах Северного Кавказа. Таким образом, очевидна опасная тенденция, свя-занная с "замыканием" воспитуемых в рамках определенных этнокультур-ных ценностей, независимо от того - "врожденными" или "приобретенными" они являются.
Кроме того, мы полагаем, что процессы регионализации образования, особенно в многонациональных северокавказских республиках, должны учи-тывать не только национально-культурные, но и социально-экономические, экологические, демографические и другие особенности всего региона. В частности, Северный Кавказ Российской Федерации есть целостное геополи-тическое образование, и в данном случае, и воспитательное пространство данного региона необходимо формировать на основе взаимопроникновения этнокультурных ценностей, выработанных всеми народами Северного Кавка-за за многовековую историю своего развития. Мы же наблюдаем разобщен-ность в построении образовательных моделей республик Северного Кавказа. Не в одной из них не прослеживается тенденция симбиотического подхода к изучению культуры всего региона.
Для создания единого культурно-образовательного и воспитательного пространства Северного Кавказа необходимо: 1.) создать единую концепцию построения содержания образования на основе реализации национально-регионального компонента, в рамках которой разработать и внедрить в рес-публиканские образовательные программы комплекс различных учебных курсов, связанных с изучением истории и культуры северокавказских наро-дов ("История народов Северного Кавказа", "Социально-культурные процес-сы в республиках Северного Кавказа", "Культура и традиции северокавказ-ских народов", "История педагогической мысли Юга России" и др.). 2.) на межреспубликанском уровне поставить вопрос о создании учебников и учеб-ных пособий, разработать гибкие и вариативные механизмы подготовки пе-дагогических кадров к реализации национально-регионального компонента в системе общего образования с учетом глобалистических тенденций в куль-турно-образовательной сфере России.
Федеральный и национально-региональный компоненты государствен-ных образовательных стандартов должны иметь общую концептуальную ос-нову, которая в условиях полиэтничности российского общества, многообра-зия типов образовательных учреждений и форм реализации национально-регионального компонента могла бы способствовать сохранению единого культурного и образовательного пространства России. Основная задача рос-сийского образования видится в стимулировании процесса модернизации по-лиэтнического социума в "консолидированнную надэтническую целост-ность" (М.Н.Кузьмин). При этом, национально-региональный компонент в контексте глобалистических тенденций в современном мире должен явиться основой как национальной, так и "цивилизационной" идентификации. Мы разделяем позицию А.П.Лиферова в том, что одна из основных целей инте-грации в образовании - объединение усилий мирового сообщества в воспи-тании человека с холистическим взглядом на мир, в его подготовке к ком-плексному подходу при решении глобальных проблем человечества. Дости-жение этой цели возможно лишь на основе усиления интегративной основы содержания образования.
Hosted by uCoz